«Методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями детей с особыми образовательными потребностями»
25.11.2024
«Методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия
педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями детей с особыми
образовательными потребностями»
Структура
выступления:
1. Актуальность
темы
2. Цель
взаимодействия сотрудников ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ
3. Задачи
4.
Принципы работы
с родителями детей с ОВЗ
5. Традиционные и
нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников с ОВЗ в ДОУ
6. Тренинг
«Нетрадиционные способы выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики»
7. Заключение
Актуальность темы
Мы ведём свою деятельность в
соответствии с Положением о группе комбинированной направленности МБДОУ «Детский
сад комбинированного вида № 5 «Светлячок» Приказ № 51 – ОД от «24» апреля 2019
г. В эту группу
зачисляются воспитанники с ограниченными возможностями здоровья (по заключению
ПМПК) и воспитанники без ОВЗ (по заключению ППк ДОУ). С момента создания группы перед педагогами
встал вопрос, как наладить продуктивное взаимодействие с родителями (законными
представителями) воспитанников, как с помощью семьи достигнуть максимальных
результатов в развитии воспитанников.
В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития
могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет
поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу.
Большинство родителей детей с особыми образовательными
потребностями, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных
особенностей развития своего ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую:
·
неадекватно оценивают возможности детей;
·
не осознают своей роли в воспитании и развитии детей с
особенностями развития;
·
испытывают чувство неудовлетворенности вследствие
несбывшихся ожиданий.
Для
родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с воспитателями, педагогами-дефектологами,
психологами, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о
собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует
пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному
участию в процессе обучения и воспитания.
Выявление
наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями на сегодняшний день очень
актуально. Чем интереснее организовано взаимодействие с родителями, тем
более активно родители участвуют в жизни ДОУ. У родителей повышается
заинтересованность, компетентность, доверие к педагогам, специалистам и
учреждению в целом, а так же снижается количество конфликтов между ДОУ и
родителями, а результаты воспитания детей – улучшаются.
Цель
Исходя
из выше сказанного можно сделать вывод, что общей целью
психолого-педагогического взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями детей с
ОВЗ, является повышение родительской компетенции и помощь семьям в адаптации,
интеграции и социализации детей.
Задачи
1. Установить партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника,
создать атмосферу эмоциональной общности интересов, взаимоподдержки и
взаимопроникновения в проблемы друг друга.
2. Повысить грамотность в области коррекционной педагогики,
пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми.
3. Формировать навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные
выводы из этих наблюдений.
4. Формировать у родителей навыки уверенного и спокойного стиля
воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности, защищённости в
условиях семьи.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям - учет
личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных
условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку,
к каждому члену семьи.
3. Принцип комплексности – тесный контакт специалистов ДОУ с
родителями (законными представителями) детей.
4. Принцип доступности.
Традиционные формы работы с семьями детей
с ОВЗ в ДОУ:
1) индивидуальные формы работы (индивидуальные
беседы с воспитателем, консультирование специалистами и др.)
2) коллективные формы работы (родительские
собрания);
3) день открытых дверей в детском саду, в группе;
4) детские утренники и праздники;
5) выставки совместных работ (рисунков,
поделок и пр.)
6) оформление информационно-методических
стендов, папки-передвижки, памятки.
Используя традиционные
формы работы, родители (законные представители) не всегда активно принимают
участие в них, чаще оказываются пассивными наблюдателями за деятельностью
педагогов с детьми. Мы в своей деятельности активно внедряем новые формы
взаимодействия, дополняем традиционные.
Нетрадиционные
формы работы педагогов комбинированной группы «Бабочки» с семьями детей с ОВЗ в
ДОУ (расписать на слайде про каждый вид подробнее, примеры):
1)
ведение
сайта ДОУ, личного сайта воспитателя, специалистов группы;
2)
общение
с родителями посредством мессенджеров, в т.ч. Telegram;
3)
выполнение
детьми с помощью родителей (законных представителей) домашних заданий,
полученных от педагога;
2) участие в акциях;
3) создание видеофильмов и роликов, фотоколлажей,
презентаций;
4) проведение мастер-классов, тренингов;
5) создание проектов;
6) деятельность психолого-педагогического
консилиума ДОУ.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи,
имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная
на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее
функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и
развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет
создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее
пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка
стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и
позициях по отношению к нему.
Эффективность работы с родителями воспитанников
подтверждается ростом их заинтересованности в сотрудничестве с дошкольным
учреждением, повышении уровня психолого-педагогической компетентности, умении
правильно взглянуть на ситуацию, оценить ее, находить приемлемые пути решения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.11.2024
Дата обновления: 25.11.2024
Дата публикации: 25.11.2024