Консультация для родителей: «О гиперактивности и гиперопеке детей»
07.05.2025
Консультация для родителей: «О гиперактивности и
гиперопеке детей»
Гиперактивность у детей - это сочетание симптомов,
связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Четкие границы этого
синдрома трудно провести, но, как правило, он диагностируется у детей, которые
отличаются импульсивностью и невнимательностью. Такие дети часто отвлекаются.
Их легко обрадовать или огорчить. Часто для них характерна агрессивность.
Вследствие этих личных особенностей гиперактивным детям трудно
концентрироваться на конкретных задачах.
Причиной гиперактивности может быть и патология
беременности мамы, сложные роды и тому подобное. Этот диагноз ставится, когда
родители и учителя жалуются, что ребенок чрезмерно подвижный, непоседливый и
плохо себя ведет или учится, ни на минуту не может концентрировать свое
внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного
состояния или особого теста, который бы одновременно подтверждал диагноз
гиперактивности. Подавляющее число родителей отмечают, что начало такого
поведения закладывается еще в раннем возрасте. Подобное состояние сопровождается
нарушением сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность углубляется.
Чаще всего, по словам психологов, гиперактивность
проявляется у детей в переходном возрасте. В последние годы гиперактивных детей
стало больше.
Часто педагоги жалуются родителям на гиперактивность
ребенка, ссылаясь на то, что видят непослушного ученика лишь несколько часов в
день, следовательно, его воспитанием должны заниматься дома, Родители, в свою
очередь, считают, что воспитывать такого ребенка должны учителя.
Что же делать родителям гиперактивного ребенка?
Психологи советуют как можно больше нагружать его
утром. Стоит составить распорядок и в соответствии с ним давать ребенку четкие
и конкретные задачи. Лучшим выходом лишней энергии для такого ребенка может
быть физическая нагрузка, в частности, плавание и бег. На занятиях
гиперактивному ребенку стоит давать конкретные задачи, целесообразно -
индивидуальные. Также надо требовать, чтобы ребенок выполнял задание до конца.
Беспомощность детей - вина родителей. Желание
родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защитить его даже при
отсутствии реальной угрозы, удерживать его при себе зачастую приводит к лишению
ребенка возможности самостоятельно преодолевать трудности.
В результате гиперопеки ребенок теряет способность к
мобилизации своей энергии, а в тяжелых ситуациях ждет помощи взрослых, прежде
всего родителей. Явление гиперопеки чаще всего встречается в семьях, где растет
один ребенок. Повышенная опека домашних, особенно старшего поколения, порождает
детские страхи. Наиболее ярко они проявляются в первом классе, особенно, если
ребенок не посещал детский сад, а воспитывался дома, в отличие от детей,
посещавших детский сад. Дети, которые воспитывались в детском саду, лучше
адаптируются к школьной жизни и самостоятельной жизни в целом.
Проблема гиперопеки приобретает все большую актуальность
в настоящем, так как большинство молодых семей в силу тяжелого финансового
положения могут позволить себе только одного ребенка. При этом родители, как
правило, заняты зарабатыванием денег и не могут уделять ребенку достаточно
внимания. А вот бабушки с дедушками в это время пытаются наверстать упущенное
со своими детьми. С появлением второго ребенка в семье внимание взрослых
равномерно распределяется на обоих детей, поэтому проявления гиперопеки менее
вероятны.
Часто, пытаясь уберечь ребенка от перегрузки, родители
старших дошкольников и младших школьников пытаются делать за них задачи,
полученные в саду или в школе. Результат - ребенок не способен справиться
самостоятельно с задачей в саду или в школе.
Повышенное внимание со стороны дедушек и бабушек,
родителей, приводит к тому, что в коллективе такой ребенок требует постоянного
внимания педагога, а при его отсутствии он чувствует себя несчастным, не
успевает вместе с другими выполнять задания. Впоследствии у старшеклассников
гиперопека превращается в невозможность выполнять упражнения самостоятельно и
приводит к инфантильности (детскости).
Бороться с последствиями гиперопеки можно, постепенно
приучая ребенка к самостоятельности. Если же у ребенка есть трудности в
общении, дома можно устраивать ролевые игры с его участием, а также
моделировать и обыгрывать с ней различные жизненные ситуации. Не стоит
пренебрегать и помощью детского психолога.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.05.2025
Дата обновления: 07.05.2025
Дата публикации: 07.05.2025