Консультация для родителей на тему «Влияние гаджетов на детей раннего возраста»
17.11.2025
Консультация для родителей
На тему «Влияние
гаджетов на детей раннего возраста»
Влияние гаджетов на ребенка
бывает разным в зависимости от возраста.
Чем младше ребенок, тем меньше времени необходимо использовать их.
До 3 лет ребёнку лучше совсем
не использовать гаджеты. В этом просто
нет никакой развивающей необходимости. Ведь для маленького ребёнка важно
общение с людьми, особенно близкими, исследование окружающей среды. В это время
активно развивается восприятие цвета, звука, вкусов, активно работает
тактильное восприятие, развивается крупная и мелкая моторика. Гаджет в освоении
вышеперечисленных навыков почти бесполезен.
Образное
мышление в этом возрасте ещё только формируется, поэтому развивающий эффект от мультиков
и передач сводится
к нулю. Когда ребёнок активно
осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы
все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему
недостаточно увидеть изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить
ручками грани и рёбра кубика,
округлость мяча. А развивающее видео даёт однобокий
эффект: формально ребёнок
что-то запоминает, но фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.
Самое отрицательное влияние гаджетов
на детей состоит в том, что они
не способствуют их интеллектуальному развитию. У детей хуже развивается
образное мышление, воображение, фантазия, логика, концентрация внимания. Игры в гаджеты не создают
моральную базу – они дают готовую картинку, которая не требует умственного
напряжения. Как следствие – малыш ничему не учится.
Не нужно забывать и о
негативном влиянии на физиологию. Организм человека, особенно растущего,
нуждается в движении. Из-за длительного неподвижного состояния ухудшается самочувствие ребенка, происходят сбои в организме, развивается гиподинамия,
искривляется позвоночник, а в будущем это проблемы
с осанкой. Также увлеченные компьютером дети, не замечают утомления и
усталости глаз. Если ребёнок регулярно и длительно
смотрит в экран гаджета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться.
Длительное использование гаджетов
сопровождается эмоциональным напряжением, что также не проходит бесследно. В
результате ребенок становится раздраженным, беспокойным, агрессивным и
неуправляемым, возникают нарушения
сна.
Как правило, с гаджетом ребенок
общается один на один, что не способствует развитию навыков общения и
взаимодействия в коллективе.
Если ребенок часто играет в игры, где много ужасов и
крови, то у него может возникнуть психическое расстройство.
Многие родители приучают своих
малышей к приему пищи под просмотр ярких динамичных изображений, потому что так ребенок
«хорошо» ест. В дальнейшем это может привести к пищевым расстройствам,
нарушениям в эндокринной системе и не пониманию собственных желаний.
Часто родители с помощью гаджетов пытаются активно готовить ребенка к
школе. Для этого используют планшет и компьютер, в котором находится множество
обучающих программ. Конечно же, в планшетах и компьютерах есть масса полезных
игрушек, развивающих мышление дошкольника. Однако,
важно помнить, что, несмотря на развитие технического прогресса, люди
по-прежнему в школе и на работе большую часть времени используют реальные
предметы, а не виртуальные. Если взять школьное обучение — оно построено на
использовании всё той же ручки, карандаша, учебника и тетради. Поэтому ребёнка
важно готовить к тому, чтобы он умел пользоваться этими предметами в первую
очередь.
Никакие
игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими
материалами и живым цветом. В реальной жизни ребёнок фантазирует. Он клеит,
лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения.
Виртуальное пространство лишает его творчества, ведь там он может действовать
только в рамках опций, предусмотренных производителем программы.
С одной стороны при правильном подборе контента и игр
можно многому ребенка научить. С другой стороны, всему этому можно научить и
без помощи гаджетов. Есть игрушки, книги и, самое главное, родители и бабушки с
дедушками. Живое общение и тактильный контакт сможет заменить игры, но не
наоборот.
Что делать?
Не стоит оставлять ребёнка
наедине с гаджетом надолго. Помните о психогигиене. Рекомендуемое время,
которое не стоит превышать ребёнку трех-четырех лет, проводя за любым экраном — до 1 часа в день; детям пяти-шести лет
можно до 1,5 часов в день. При этом нужно учесть, что это
совокупное время, которое должно быть разделено в течение дня как минимум на
две части. Кроме того, после
любой статической нагрузки ребёнку необходимы активные действия.
За час до сна нужно отказаться от использования гаджетов.
Многие игры и мультики вызывают возбуждение нервной системы, в результате могут
возникнуть проблемы с засыпанием.
Нельзя использовать гаджет как способ утешения ребенка.
Наверняка расстроенный малыш успокоится, если «всунуть» ему гаджет, однако это
не решит его эмоциональную проблему, а только закапсулирует ее. К тому же малыш
научится использовать свое состояние как способ получения любимой «игрушки».
Очень важно показывать ребёнку
своим примером грамотное отношение к гаджетам, так как дети всегда хотят походить на
взрослых. Приучайте старшего дошкольника к тому,
что использование гаджетов должно быть в целях поиска нужной информации.
Важно также помнить, что когда
у ребенка есть другие увлечения: посещение секций, кружков, занятий которые
нравятся ребенку, то зависимость от электронных устройств не возникнет. Если же
родители не хотят уделять ребенку время, заменяют живое общение гаджетами, то
надо быть готовыми к тому, что со временем ему может понадобиться
психологическая помощь.
Если все интересы ребенка
сосредоточены только на виртуальном мире,
то можно сделать вывод о компьютерной зависимости. В этом случае, как бы ни
были страшны вопли и истерики ребенка, необходимо установление четких временных
рамок использования, вплоть до полного лишения, в случае если рамки не
устраивают ребенка, или каждый раз случается истерика при отлучении от
гаджетов.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.11.2025
Дата обновления: 17.11.2025
Дата публикации: 17.11.2025