Консультация для родителей. Правильное речевое дыхание - как один из источников образования звуков.
20.10.2025
Учитель - логопед Акулова И.В.
Работая учителем-логопедом в детском саду часто сталкиваюсь с детьми, имеющими нарушения речи. Численность логопатов растет с каждым годом. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Дефекты речи носят разнообразный характер. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Правильное
речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для
поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи
и интонационной выразительности.
Малыши,
имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в
произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в
конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они
вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с
захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе,
без соблюдения логических пауз отрицательно влияющие на развитие речи детей.
Таким образом речевое дыхание является очень важным.
Существуют
упражнения для развития речевого дыхания, которые проводятся ежедневно в
течении 5-10 минут с детьми от 3 до 6 лет, имеющими различные нарушения речи -
это дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика начинается с общих
дыхательных упражнений.
Рекомендации к проведению игровых упражнений:
-
3-5 минут в проветриваемом помещении;
-
упражнение повторяется 3 - 5 раз;
-
дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы
не закружилась голова;
-
обязательно чередовать с другими упражнениями.
-
На начальных этапах работы по развитию речевого
дыхания следует сначала научить малыша совершать достаточно сильный,
длительный, экономный выдох, используя игровые упражнения.
-
Во время проведения игр необходим постоянный
контроль за правильностью дыхания.
Упражнения
дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого
дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Параллельно ведется
работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Дополнительно у
ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном
направлении. Дыхательные упражнения не только влияют на формирование
правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно
произносить звуки речи. Данные упражнения можно использовать как
физкультминутки в процессе занятии или в домашних условиях.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.10.2025
Дата обновления: 20.10.2025
Дата публикации: 20.10.2025